Хатха и Раджа йога

Практика Хатха-йоги тесно связана с практикой Раджа-йоги и является начальной её частью. Как сказано в Гхеранда-самхите:

Оно (учение Хатха-йоги) подобно первой ступени на лестнице, ведущей к высотам Раджа-йоги.

И об этом же в Хатха-йога Прадипике:

Необходимо овладеть хатха-йогой в форме асаны, пранаямы и др. практик, пока вы не будете готовы к раджа йоге.

Поэтому подробнее остановимся на методах практики Раджа йоги. Это учение было систематизировано великим индийским мудрецом и мистиком Патанджали ориентировочно в середине I тысячелетия до н.э. До нас дошёл его труд «Йога сутры», который на данный момент является одним из основополагающих для йога-практиков. Согласно этому труду весь путь Раджа-йоги можно разделить на 8 ступеней, первые 5 из которых называются внешней йогой, последние 3 – внутренней йогой. Эти ступени:

  1. Яма – моральные правила по самоограничению.
  2. Нияма — установленные правила практики
  3. Асана – позиция тела
  4. Пранаяма – специальные йогические дыхательные упражнения
  5. Пратьяхара – отстранение ума от объектов чувственного восприятия
  6. Дхарана – концентрация. Способность удерживать внимание на одном предмете или концепции
  7. Дхьяна – медитация или непрерывный поток концентрации.
  8. Самадхи – когда в процессе медитации ум принимает форму объекта медитации (сливается с ним) наступает состояние Самадхи.

В «Гхеранда самхите» ступени практики несколько иные и вместо Ямы, Ниямы перед Асаной стоит Шат-карма или йогические очистительные практики, необходимые для подготовки тела к собственно к физической практике йоги. И это имеет очень большой смысл, т.к. гораздо эффективней непосредственно удалить из организма то «добро», которое мы накопили за годы неправильного питания и образа жизни с помощью специальных очистительных техник, чем преодолевая сопротивление тела и сознания делать такую расшлаковку с помощью активной физической практики.

Исходя из указанных 8 ступеней йоги становится понятным такое различие в стилях йоги, которые мы можем наблюдать в современной жизни. Во многих случаях из цельной практики берётся только 3-я ступень «Асана» и эта ступень гипертрофированно развивается, фокусируя всё внимание только на красоте тела, силе и выносливости, превращая её в фитнес. При этом не берётся в учёт, что человек – это многоуровневая сущность, и что кроме физического тела ещё существуют эмоции, сознание, т.е. более тонкие энергии, которые определяют и работу внутренних органов и форму тела и привычки и т.п. Ведь если человек пришёл в йогу с какими-то проблемами, например лишним весом, то это говорит о том, что его сознание сформировало такой образ жизни и привычки, которые привели к неправильному питанию, гиподинамии и, как следствие – повышенная масса тела. Можно убрать лишние килограммы, но не изменив привычки (а привычки вещь тоже вторичная и зависят от тех или иных жизненных ценностей), не изменив сознание, мы не изменим первопричину, и после наступления дискомфорта от постоянного принуждения себя к практике и ограничениям всё вернётся на круги своя. Как это и происходит со всеми диетами. Идёт воздействие на следствие (излишний вес), но не меняется причина (а почему человек начал поправляться?).