Происхождение материального мира. Часть 3

HtrxtE11-8I Начало статьи

Весь ход эволюции от Пракрити до бесконечно разнообразного мира объектов идёт в двух направлениях – психическом и физическом. Первое направление – развитие из Пракрити интеллекта Буддхи, Аханкары (Эго) и одиннадцати сенсорно-моторных органов. Второе направление связано с созданием мира физических элементов.

Физические элементы возникают из Аханкары в то время, когда в ней преобладает Тамас. Сначала создаются пять тонких (потенциальных) элементов – сущностей звука, осязания, цвета, вкуса и обоняния. Тонкие элементы не могут быть восприняты обычными органами чувств. Чтобы научиться воспринимать их, нужна многолетняя духовная практика. Но многие йогины воспринимают тонкие элементы непосредственно.

Из тонких элементов благодаря их комбинациям последовательно возникают пять вещественных (физических) элементов: эфир, воздух, свет (огонь), вода и земля. Их связи с тонкими элементами показаны на рисунке.

Как уже было сказано, тонкие элементы непосредственно не воспринимаются обычными людьми, а вот физические элементы и их продукты доступны нашему восприятию, как говорят индийские философы, они обладают специфическими свойствами, вызывающими наслаждение или страдание. Из пяти физических элементов состоят все вещественные тела, в том числе и тело человека. Но человек обладает также и тонким телом, которое образуется в результате сочетания Буддхи, Аханкары, одиннадцати органов восприятия и действия и пяти тонких элементов. Вещественное тело – основа нашего тонкого тела, поскольку интеллект, эго и чувства не могут существовать без  материального основания.

Элементы

В чём смысл творения

Итак, история развивающейся Вселенной – это игра 24 начал, которые философы Санкхья назвали принципами. Пракрити – это первый принцип, пять вещественных элементов – последние, остальные же тринадцать органов и пять тонких элементов – посредствующие. Двадцать пятым принципом является Пуруша.

Сама природа творения заключается в том, что энергия течёт от тонкого к грубому, от высокого к низкому, от духовного к материальному. Зачем же это нужно? В чём смысл Творения?

Индийские мудрецы считали, что мир не является результатом случайности, полем применения слепых механических сил, действующих без всякой цели. Мир служит самым важным целям Духовной жизни. Вселенная не существует сама по себе, она необходимо связана с миром многих «Я» — тех, кто служит свидетелем её существования, и тех, кто наслаждается ею. Но если дух является объективной реальностью, то должно быть соответствие между нашими нравственными достоинствами и теми радостями и печалями, которые мы испытываем в жизни. Согласно философии Санкхья, превращение Пракрити в мир объектов предоставляет духу возможность наслаждаться или страдать в соответствии с его достоинствами или недостатками. Но конечной целью эволюции Пракрити является свобода «Я». Именно в жизни, полной моральных испытаний, в развивающейся Вселенной «Я» осознаёт свою истинную природу. Продолжение…

Posted on 27.12.2014, in Философия йоги and tagged , , . Bookmark the permalink. Комментарии к записи Происхождение материального мира. Часть 3 отключены.

Обсуждение закрыто.