Происхождение материального мира. Часть 1

Пракрити, первопричина мира – это неинтеллектуальное, неосознанное начало. Это материя и энергия, но ни то, ни другое не могут объяснить природу Сознания. А ведь каждый из нас уверен: «Я существую!» Чувство собственного существования, ощущение своего «Я» — наиболее естественное и бесспорное переживание, свойственное всем нам. Поэтому философы школы Санкхья признают существование второго типа первичной реальности. Это Пуруша, или «Я». Пуруша – это сознание. Неверно думать, что Пуруша – это какое-то верховное существо, обладающее сознанием. Нет, Пуруша – это и есть сознание, чистое сознание, сознание как таковое.

Согласно философии Санкхья, Пуруша отличается от тела и чувств, от ума и интеллекта. И действительно, наше тело бывает усталым и бодрым, больным и здоровым, мы гневаемся и радуемся, решаем сложнейшие задачи и не можем сообразить элементарных вещей, но, что бы с нами не происходило, всегда остаётся нечто неизменное, что позволяет нам абсолютно точно знать – это Я, это происходит со Мной. Устойчивое, постоянное сознание, в котором нет ни изменений, ни активности, — это и есть Пуруша.

Пуруша, так же как Пракрити, является беспричинной, вечной и всепроникающей реальностью. Пуруша свободен от каких бы то ни было привязанностей и не подвержен воздействию каких-либо объектов. Все изменения и деятельность, все удовольствия и страдания в действительности принадлежат лишь Пракрити и её порождениям – телу, уму и интеллекту. И самой распространённой ошибкой, которая приводит к очень печальным последствиям, является отождествление Себя с телом, чувствами и разумом. Благодаря такому представлению, когда «Я» смешивается с телом, чувствами или умом, оно кажется ввергнутым в пучину изменений и деятельности, тонущим в трясине скорби и страданий.

Великая тайна Творения

Пракрити и Пуруша существуют на таких уровнях Бытия, где нет ни времени, ни пространства, ни материи, ни энергии – никаких ограничений и противопоставлений, кроме этих двух типов первичной реальности.

Эволюция Вселенной начинается с контакта Пуруши и Пракрити. Неверно представлять этот контакт как соединение двух существ, каждое из которых ограничено во времени пространстве. Скорее эта связь похожа на связь сознания и тела. Пракрити подвергается влиянию Пуруши подобно тому, как наше тело приходит в движение под воздействием мысли. Тело человека без контроля сознания не способно ни к какому целенаправленному действию, но и сознание не может осуществить своей цели, не прибегая к телесной активности. Точно так же эволюция не может начаться, пока Пуруша и Пракрити не связаны друг с другом. Только тогда, когда активность Пракрити находится под руководством Сознания – Пуруши, возможно создание мира объектов

Великая тайна творения завключается в том, что заставляет эти два противоположных начала – Пурушу и Пракрити – вступать в связь и действовать сообща, создавая нашу реальность. Но само существование нашего мира свидетельствует о взаимосвязи и взаимодействии этих двух начал.

До начала творения Пракрити находится в состоянии полного баланса: все гуны уравновешены, главной же является Саттва – сущность. Это высшая, самая тонкая форма энергии. И до тех пор, пока сохраняется это состояние неподвижности Пракрити, не существует ничего, кроме чистой саттвы. При соприкосновении Пуруши с Пракрити происходит нарушение равновесия, в котором находились гуны до создания мира. Одна из гун – раджас – наиболее активная среди других – первой нарушает покой. Благодаря ей начинают вибрировать и другие гуны. Этот процесс вызывает сильное волнение в бесконечных недрах Пракрити, причём каждая из трёх гун пытается установить своё господство над другими. В результате постепенной дифференцации и соединения трёх гун возникают их комбинации, где гуны распределяются в разных пропорциях. Это и приводит к эволюции мира объектов.

Нельзя не заметить аналогий процесса соединения Пуруши и Пракрити в религиозных писаниях. Так в Ветхом Завете можно найти:

В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Бытиё 1.1-2)

В Новом Завете:

  1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
  2. Оно было в начале у Бога.
  3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

(Св. Евангелие от Иоанна 1:1-3)

Если принять, что Слово, Дух божий = Сознание, а Бог = Пуруша, то получается вполне идентичная картина зарождения материального мира.

 Продолжение статьи

Posted on 16.11.2014, in Философия йоги and tagged , . Bookmark the permalink. Комментарии к записи Происхождение материального мира. Часть 1 отключены.

Обсуждение закрыто.