Гуны. Практические аспекты

1378Разобравшись с тем, что такое Гуны, необходимо определить, как мы можем применить это знание в повседневной жизни, ибо теория без практики мертва.

Как уже было сказано (начало статьи), если человек встал на путь духовного развития, то ему необходимо двигаться от Тамаса к Раджасу и затем от Раджаса к Саттве. Полностью избавиться от влияния Тамаса и Раджаса невозможно, но если преобладает Саттва, то роль Раджаса и Тамаса благоприятна и созидательна. Например, когда вы раздражены на сложных деловыех переговорых, то проявляете страсть (Раджас), но если при этом у вас много Саттвы, то вы сможете вернуться к душевному равновесию. Другими словами, отрицательные эмоции проявляются только внешне, не вредя при этом психическому здоровью. Когда Саттвы мало, человек

погружается в Раджас или Тамас, и начинает действовать деструктивно, испытывает зависть или злость по отношению к другим людям и даже к членам собственной семьи, эксплуатирует тех, кто его моложе или слабее, хулиганит, буйствует или даже способен на убийство. Поэтому состояние Саттвы играет важную роль в достижении психического здоровья.

Степень доминирования влияния Гун на человека зависит от:

  • Образа мышления
  • Образа жизни
  • Питания

Воздействуя на эти составляющие, мы можем изменять силу Гун и таким образом менять себя в лучшую сторону.

Тамас

• Образ мышления, свойственный Тамасу это – апатия, невежество, неведение, отсутствие здравого смысла, отсутствие способности разбираться, понимать, оценивать
• Образ жизни, свойственный Тамасу это – леность, бездеятельность, сонливость, медлительность, совершение глупых поступков, не испытывает ни малейшей тяги к работе, слишком много спит
• Продукты, увеличивающие Тамас – несвежеприготовленные и разогретые блюда, прогорклая, подпортившаяся пища, незрелые или подгнившие фрукты или овощи, ненатуральные продукты, т.е. продукты, содержащие синтетические вещества и химикаты (в настоящее время это практически все рафинированные и консервированные продукты), все лекарства и опьяняющие вещества, табак, наркотики. Также сюда относится переедание, еда на ночь.
Каждый из этих компонентов способен в одиночку влиять на увеличение влияния Тамаса, даже если вы будете вести деятельную жизнь, но питаться рафинированными, несвежими продуктами, то влияние Тамаса будет сильным и соответственно, будет формироваться тяга к тамасическому образу мышления и образу жизни.

Раджас

• Образ мышления – смятение, неугомонность, страсть, привязанность, неукротимые желания власти, богатства, престижа, положения, репутации, славы, чувственных удовольствий. Тяга к знаниям, но мирского плана, позволяющим повысить свои конкурентные преимущества. Но такой человек никогда не бывает удовлетворён, он всегда ненасытен и неудержим. Постоянная погоня за объектами желаний порождает напряжённость, суетность, хаотичность сознания. Это покрывает пеленой рассудок и лишает дара проницательности.
• Образ жизни – такому человеку свойственна кипучая деятельность, амбициозность, болтливость, стремление к выделению в социуме, доминированию в отношениях, самоутверждение, самолюбование, стремление к спорам и навязыванию своего мнения.
• Питание – очень острая, горькая, кислая, сухая, солёная, прожаренная или слишком горячая пища. Мясо, яйца, рыба. Острые пряности или приправы. Стимуляторы, такие как кофе, чай, шоколад. Также сюда относится еда в спешке. При этом надо помнить, что если еда ненатуральная, несвежая, рафинированная, пусть она даже будет острая или солёная, это всё равно будет Тамас. Чёрный чай или кофе без сахара – это Раджас, с сахаром (рафинированным), это уже Раджас-Тамас.

Здесь нужно понять, что если Тамас это однозначно «плохо», т.к. определённо ведёт к духовной и физической деградации человека, то состояние с доминированием гуны Раджас это не есть «плохо», это способ эволюционирования подавляющего числа людей на планете. Это двигатель и мышцы нашей цивилизации. Они изобретают, внедряют, строят, улучшают, но также именно они ответственны за все потрясения и разрушения на нашей планете, хотя виноваты конечно же не конкретные люди, а именно игра трёх Гун и влияние Раджаса на сознание этих людей.

Активная физическая и ментальная деятельность, пусть даже и с корыстным результатом, активное стремление к получению новых знаний, исключение из питания тамасических продуктов помогает увеличить Раджас и снизить Тамас. Однако такой активный образ жизни должен продолжаться сравнительно долгое время, чтобы закрепиться в сознании и вытеснить старые тамасические привычки. В йоге к Раджасу можно отнести практику асан, связанную с укреплением силы и выносливости. Однако, без укрепления физического тела невозможна полноценная работа с энергиями и сознанием, поэтому планомерная эволюционная практика йоги от физических упражнений (асан) к дыхательным упражнениям (пранаяме) и далее к концентрации и медитации также укладывается в алгоритм движения от Тамаса к Раджасу и далее к Саттве.

Когда преобладает саттва, человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием. Свами Шивананда

Саттва

• Образ мышления – праведность, пробуждение знания, гармония, добродетель, чистота, проницательность, возвышенное, божественное мышление. Когда доминирует Саттва, появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается. Стремление к получению знания об истинной природе вещей. Сознание отворачивается от чувственных наслаждений.
• Образ жизни – деятельность, но без страсти; стремление к получению истинного знания (об истинной природе вещей).
• Питание – варёная, не долго тушёная, сырая пища; молочные продукты: масло сливочное, масло топлёное (гхи – перетопленное особым способом), молоко коровье, сливки, сыр, творог. Свежие сладкие фрукты, Свежие овощи: капуста, картофель, огурцы, помидоры, тыква, шпинат. Орехи: арахис, грецкие, миндаль, фундук. Злаки (только цельные): овёс, рис, ячневая, гречневая. Бобовые: бобы зелёные, горох, стручковые зелёные плоды, фасоль. Зелень. Лимон. Мёд. Здесь также нужно помнить, что вся рафинированная пища будет являться Тамасом, даже если она с первого взгляда относится к Саттве. Это например: пастеризованное и особенно стерилизованное магазинное молоко, улучшенные (с уменьшением или нормализацией жирности) фабричные сливки, творог, йогурты; генетически модифицированные или выращенные с обильным применением пестицидов фрукты и овощи; обдирная крупа (без оболочки); мёд, произведённый с «прикормом» пчёл сахаром и вообще все подслащенные продукты и так далее. Приём пищи в спокойной атмосфере, с тщательным пережёвыванием.

Саттва увеличивается от общения с мудрецами, изучения религиозных книг, саттвической пищи, повторения имени Бога. Свами Шивананда.

Если подробней раскрыть тезис Свами Шивананды, то для увеличения Саттвы необходимо:

• Преобладающее саттвическое питание
• Отказ от невежественного общения (сплетни, споры, разговоры о пустом) и увеличение саттвичного через книги, лекции, учёбу. Желательно найти круг людей, среди которых будет чистое и возвышенное общение.
• Соблюдение внутренней и внешней чистоты. Внутренняя чистота – это чистые помыслы, полные любви, бескорыстные, творческие, позитивные. А также чистота внутренних органов. Чтобы этого избежать, нужно правильно питаться, заниматься физическими упражнениями и периодически проводить очистительные процедуры. Внешняя чистота – это чистота вашего тела, одежды, дома. Важно минимум раз в день принимать душ, содержать дом в чистоте и особенно место приёма пищи. Можно ходить в чистой одежде, но если жилище будет грязным, то в сознании будет значительная составляющая энергии Тамаса. Однако, фанатичная привязанность к чистоте, как и любая другая привязанность, будет увеличивать Раджас. Также важна чистота речи. Нецензурная речь – это невежество и сразу стимулирует увеличение энергии Раджаса-Тамаса.
• Занятия йогой. Здесь имеется ввиду практика асан с глубокой концентрацией и правильным дыханием, пранаяма (дыхательные техники), медитация.
• Строгий режим дня. Это способствует упорядоченности сознания. Привыкните к раннему подъему. Как можно чаще бывайте на природе. Очень важно всё, что вы делаете для своего развития, делать регулярно. Саттва – это постоянство. Лучше делать меньше, но постоянно. Мы должны учиться от Души смеяться, как это делают дети. Чем больше невежества, тем более человек становится угрюмым и унылым, он перестаёт смеяться и даже улыбаться.
• Также очень сильно повышают Саттву чтение религиозных книг и жития святых, молитвы от чистого сердца, уединённое повторение мантр, киртан (воспевание имён Бога), размышления о сущности бытия и высших материях, общение с высокореализованными духовными личностями (реализованные гуру, старцы).

Очень важно понять, что невозможно движение от Тамаса сразу к Саттве. Ступень Раджаса должна быть пройдена и хорошо проработана. В активной деятельности, созидательном труде укрепляется тело, мышцы, внутренние органы, укрепляется воля, появляется правильное отношение к обществу и своему месту в нём, формируются такие качества, как настойчивость и целеустремлённость. Без всех этих качеств невозможно успешное движение к Саттве и более того, такое движение чревато психическими и ментальными расстройствами. Также чреват серьёзными расстройствами здоровья резкий переход от тамасической к саттвической пище. В желудочно-кишечном тракте попросту не будет такой микрофлоры, чтобы получать все необходимые вещества только из саттвичных продуктов. А самое главное, человек с доминированием Саттвы очень слабо подвержен привязанностям и эмоциональным зависимостям, которые вызывают большой расход энергии и, соответственно, требуют гораздо бОльшего объём питательных веществ и поэтому расходует очень мало энергии, пищи ему необходимо значительно меньше.

Как видно, должны существенно измениться как тело, так и сознание. Поэтому необходимо медленное, но настойчивое поступательное движение в деле собственного развития. В этом смысле очень верна английская поговорка: «Slow changes better tnan fast ones», что означает – «Медленные изменения лучше, чем быстрые!»

Posted on 13.09.2014, in Философия йоги and tagged , , , . Bookmark the permalink. Комментарии к записи Гуны. Практические аспекты отключены.

Обсуждение закрыто.