Гуны. Продолжение

2-z19-e5c9ae2f-e3bb-4582-897a-ab9bc744b560Начало статьи

Саттва – в буквальном переводе с санскрита значит: суть, мудрость, бытиё, дух. Этот элемент Пракрити является бодрящим и лёгким, блестящим и освежающим. Сверкание алмаза и луч света, отражающийся в зеркале, стремящееся вверх пламя свечи или восходящие потоки воздуха – всё это становится возможным потому, что в вещах пребывает сила Саттвы. Благодаря Саттве человек может вызывать в памяти яркие образы, Саттва управляет нашими сновидениями. Удовольствие в самых различных формах – от тихой радости до состояния высшего экстаза или блаженства – возникает потому, что в данный момент преобладает Саттва. Саттва сама по себе не обладает активностью. Это состояние высшего спокойствия, которое несовместимо с деятельностью. Когда человек пребывает в состоянии Саттвы, исчезают желания, стремления, заботы и тревоги. Остаётся только светлая ясность понимания, проникновение в сущность вещей. Символом Саттвы является белый свет.

Раджас – буквальный перевод: страсть, эмоция. Это энергия, активность, деятельное начало в вещах. Любое движение управляется Раджасом. Благодаря ему огонь распространяется, ветер дует, чувства бурлят и ум становится беспокойным. Раджас приводит человека в состояние вдохновения и творчества, но он же проявляется как нервозность и суетливость. Раджас не только даёт силы, но и пробуждает желание действовать. Именно он ведёт по жизни авантюристов и искателей приключений. Но, согласно индийской философии, результатом любой деятельности является страдание. Поэтому именно Раджас является причиной всех тяжёлых переживаний, разочарований, горя и боли. Символом Раджаса является красный цвет.

Тамас – буквальный перевод: мрак, уныние, ад или один из уголков ада)), темнота, невежество, иллюзия, ошибка, темнота мышления. Тамас останавливает, создаёт препятствия и затруднения. Тамас – проявление стремления к неподвижности и покою. Он противоположен Раджасу, так как ограничивает движение вещей, так же, как Саттва он пассивен. Но это другая пассивность. Если Саттва олицетворение света, познания, то Тамас проявление тьмы, невежества. Саттва легка, Тамас тяжёл. Тамас противоположен ясности и пониманию, он порождает неведение и темноту, приводя к путанице и замешательству. Противодействуя Раджасу, Тамас вызывает у человека сон, леность, состояние апатии и безразличия, интеллектуальной слабости. Тамас приводит к появлению привязанности. Наши привычки и стереотипы – это проявление Тамаса. Усталость и покорность также возникают под его влиянием. Символом Тамаса является чёрный цвет.
Саттва, Раджас и Тамас противоположны друг другу, но неразделимы – гуны никогда не существовали и не могут существовать одна без другой. Их связь представляет собой одновременно и постоянный конфликт и вечное содружество. Они зависят друг от друга, и ни одна из них не может ничего произвести без помощи и поддержки двух других. Масло, фитиль и пламя противоположны друг другу, но лишь объединившись, они могут произвести свет. Так и гуны соединяются для производства объектов этого мира, хотя они и обладают разными качествами.

В каждой из вещей этого мира содержатся все три гуны, но они редко находятся в равновесии. Каждая гуна стремится подчинить остальные и господствовать над ними, поэтому обычно одна из гун доминирует. Природа вещей определяется господствующей гуной, одержавшей верх над двумя другими. Но никогда она не может стать единственной. Гуны сплетаются друг с другом подобно трём цветным лентам или нитям, скрученным в клубок. В мире нет ничего не содержащего всех трёх гун в различных пропорциях.
Другой характерной чертой гун является их постоянное изменение и взаимные переходы. Одна и та же субстанция воды, проявляясь в трёх разных формах, прекрасно иллюстрирует эти взаимосвязи. Бегут и бурлят воды реки – это раджасическая форма вещества. Но вот она застыла, превратилась в лёд, приобрела определённую форму, которую уже значительно труднее изменить – это действует Тамас. Солнце нагреет лёд, он растает, снова станет водой, потом превратится в пар. А он легко преодолеет силы притяжения и поднимется ввысь, растворясь в пространстве – в игру вступила лёгкая саттва. Ничто не исчезает, и вот уже собираются в небе облака, чтобы снова пролится на землю дождём. Бесконечная игра трёх гун.

yoGt4wIf7ekЕсли под углом взаимодействия трёх гун рассмотреть практику йоги, то активная работа со своим телом и сознанием будет усиливать Раджас, так как требует привлечения силы воли и целеустремлённости, которые питаются в уме человека конечным результатом – хорошим здоровьем, красивой фигурой, ясным умом и т.п. Но в процессе практики Раджас «пережигает» Тамас и количество его уменьшается. Частично его место занимает Саттва, проявляющаяся в успокоении ума, снижении нервозности, увеличении внутренней гармонии. Правильное направление в практике будет всё больше снижать Раджас и всё больше увеличивать Саттву. Но всегда есть риск того, что Раджас подчинит Саттву, и раджасические качества сознания (гордыня, самолюбование, агрессия) начнут преобладать. Это неминуемо повлечёт усиление привязанности к воображаемым плодам практики, а привязанность, как уже было сказано будет усиливать Тамас, который в свою очередь начнёт вытеснять Саттву (потеряется высокая идея, высокий смысл в практике), а в дальнейшем может и подчинить себе Раджас и через лень и апатию произойдёт отказ от практики, что повлечёт дальнейшее сниженее Раджаса и окончательное падение в тьму лени и невежества. В определённый момент погрязнув в Тамасе, сознание устанет от постоянной апатии и депрессий (которые являются следствием невежества), тело устанет от лени и пассивности, стимулируемое появившимися болезнями и дискомфортами. Стремление к переменам опять вызовет доминирование Раджаса, который начнёт вытеснять Тамас. И так по бесконечному кругу будет проявляться игра трёх сил творящих Вселенную.

Продолжение

Posted on 09.09.2014, in Философия йоги and tagged , . Bookmark the permalink. Комментарии к записи Гуны. Продолжение отключены.

Обсуждение закрыто.